Более полувека прима Большого была замужем за композитором Родионом Щедриным. Он создавал музыку к спектаклям, в которых блистала Майя Плисецкая. Она не раз признавалась: именно муж помог ей так долго не уходить со сцены — вдохновлял, подталкивал к новым партиям, подстраивал под неё музыку.
20 ноября 2025 года Майе Михайловне исполнилось бы 100 лет, и повод ещё раз спокойно пройтись по её судьбе более чем весомый.

Майя родилась в Москве, но почти сразу семья уехала в Шпицберген: отца, Михаила, направили туда по работе. Безоблачное детство оборвалось в конце 30-х: в 1938 году отца арестовали и расстреляли, а мать вместе с младшим сыном Азарием отправили в лагерь для «жен изменников Родины».
Самой Майе повезло немного больше. Её взяла к себе тётя по маминой линии — Суламифь Мессерер, профессиональная балерина и педагог. Именно она впервые вывела девочку в балетный зал и показала, чем живёт сцена. Плисецкая загорелась, и незадолго до восьмилетия её отвели в хореографическое училище.
Во время войны юная Майя уже готовила свой первый серьёзный номер: в Свердловске она репетировала «Умирающего лебедя». Суламифь строила миниатюру так, чтобы племянница могла показать максимум своих технических и артистических возможностей.
В 1943-м Плисецкая оканчивает училище и сразу попадает в труппу Большого театра. Её пластика и манера были узнаваемы, а со временем она придумала и свой фирменный прыжок — «кольцо». На сцене она провела свыше сорока лет и даже в очень солидном возрасте время от времени выходила в постановках.
Что же помогло ей так долго держаться в профессии и оставаться в строю — и как в это вплелась её личная история?
Фикция или всё-таки страсть?

Плисецкая очень рано стала «той самой» — эффектной, притягательной женщиной, как будто вне времени. Рыжие от природы волосы, тонкая фигура, небольшой рост и фантастическая пластика — к ней было трудно остаться равнодушным.
В театре, конечно, не обходилось без симпатий и романов. Первой серьёзной любовью Майи стал партнёр по сцене Вячеслав Голубин. Но во время одной из репетиций произошёл эпизод, который потом вспоминали как знак: Плисецкая случайно сломала ему нос. После этого их дуэт на сцене больше не сложился.
Позже Майя писала, что Голубин стал пить, это сломало и его карьеру, и жизнь. В тридцать лет он покончил с собой, повесившись в собственной квартире. Этот эпизод балерина подробно описала в книге «Я, Майя Плисецкая».
К теме брака Плисецкая подошла поздно по меркам того времени, да и первый союз оказался недолговечным. На фестивале латвийского искусства она познакомилась с Марисом Лиепой.
По одной версии, балерина действительно влюбилась в коллегу, который был моложе её на одиннадцать лет. По другой — их свадьба в 1956 году была, по сути, формальностью, нужна была для того, чтобы облегчить получение разрешения на зарубежные гастроли.

Дело Мариса позже продолжили его дети — Андрис и Илзе
Так или иначе, прожили они вместе совсем недолго: фактически — пару недель, а официальный брак просуществовал примерно три месяца. Вскоре Марис встретил актрису Маргариту Жигунову, с которой уже прожил около двух десятилетий.
Брат Майи, Азарий, вспоминал, что для семьи эта свадьба стала полной неожиданностью. Пара расписалась в районном ЗАГСе, никого не поставив в известность, а потом Майя просто привела мужа домой и произнесла: «Мы с Марисом поженились». Мать, по его словам, только заметила: «Ну, с этим не поздравляют» — она с самого начала чувствовала, что союз ненадолго.
Ссор и громких сцен в этом браке не было, просто очень быстро стало понятно: характеры, привычки, взгляды не совпадают.
Вынужденный брак

Майя Плисецкая танцевала главные партии в балете Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» вместе с Владимиром Васильевым
На одной из вечеринок у Лили Брик Майя познакомилась с молодым композитором Родионом Щедриным. Первое впечатление оказалось далеко не романтическим: они друг другу, мягко говоря, не понравились. Говорили, что Плисецкая была слишком язвительна, позволяла себе острые реплики в его адрес.
Только спустя три года они начали общаться по-настоящему и постепенно перешли к роману.
В начале отношений Майю ждала проверка на прочность. Она поехала с Щедриным в отпуск в Карелию, где он увлечённо рыбачил. Пришлось терпеть спартанские условия и все прелести жизни в лесу. Потом они вдвоём отправились на машине в Сочи — дорога, разговоры о музыке, танце и возможных совместных проектах сильно сблизили пару.
Именно тогда Майя поняла, что беременна. Но ребёнка она всё же не оставила — несмотря на уговоры Родиона. Об этом решении Плисецкая спустя годы вспоминала с тяжёлым сожалением.
Официально они поженились 2 октября 1958 года. Этот шаг, как признавалась балерина, был во многом продиктован реалиями времени. За Плисецкой следили сотрудники КГБ — слишком много контактов с иностранцами, поездки, интерес к её персоне.
Ей не раз давали понять: замужнюю женщину «теребить» будут меньше. Министр культуры Екатерина Фурцева говорила ей об этом прямо: выходите замуж, вам будут больше доверять. Обещали даже новую квартиру. Майя чувствовала, что так хоть немного защитит себя.
При этом брак, начавшийся как во многом вынужденный, быстро стал настоящим. Щедрин писал для неё балеты, подстраивал музыку под её темперамент и возможности, а она неизменно говорила о муже с теплотой и уважением.

Супруги строили не только карьеру, но и общую жизнь
В одном из интервью Плисецкая вспоминала первую встречу с музыкой Щедрина так: ей было достаточно одного вечера, чтобы понять, что он — особенный. Ему тогда было 22, он выглядел ярко и немного не от мира сего, а играл — и свои произведения, и Шопена — с такой вдохновенной «надбавкой», с тем самым крошечным «плюсом», который отделяет талант от гения.
Она отмечала, что Родион был элегантен от природы, настоящий джентльмен без позы. По словам Майи, именно он «держал её на плаву»: писал балеты, подкидывал идеи, вдохновлял на очередной разрыв шаблонов. Для неё это было огромной редкостью — иметь рядом такого человека, цельного, самостоятельного в суждениях, невероятно одарённого.
Изнанка жизни

Родион Щедрин и Майя Плисецкая прожили вместе свыше пятидесяти лет
Щедрину удавалось уживаться со сложным, вспыльчивым характером супруги. Плисецкая могла резко высказаться, вспылить, поссориться, но отходила быстро. Он же предпочитал окружающей её буре — спокойную, постоянную заботу: цветы, внимание, работа, написанная специально под неё.
Самыми ценными подарками она считала не украшения, а партитуры с его рукой. К драгоценностям относилась ровно, без восторга, а вот новый балет для неё был настоящим счастьем.
Плисецкая говорила, что Щедрин не давал ей поводов для ревности, хотя внешность и статус вполне позволяли ему пользоваться женским вниманием. Она много времени и сил вкладывала в то, чтобы поддерживать мужа, громко говорила о его музыке и таланте, хотя признавалась: не до конца понимает, как именно рождаются такие произведения.
По её словам, у каждого человека есть недостатки, «а у него — будто бы нет». Для Майи он был особенным, редким, почти гениальным, и она всерьёз считала: если бы их встреча не произошла, её собственной жизни могло бы сложиться совсем по-другому — вплоть до того, что её уже давно не было бы.
Но идеальным ли был их союз на самом деле?
Муж слишком любил родину и при советской власти не решался окончательно уехать из страны. Майя, исходившая мир вдоль и поперёк с гастролями, прекрасно понимала, как много за пределами СССР, но подстраивалась под решения мужа.
Лишь после распада Союза супруги переехали за границу. Им было легче получить литовские паспорта — у них была дача неподалёку от Тракайского замка. Но жить они стали в Мюнхене. В прессе тогда писали, что именно там у Щедрина появилось музыкальное издательство и возможности, ради которых и стоило переехать.

В 1991 году в немецкоязычной прессе писали, что актриса Мария Шелл пыталась свести счёты с жизнью на фоне несостоявшегося романа с Щедриным
Советская «Мэри Поппинс» Наталья Андрейченко была женой Максимилиана Шелла и, соответственно, хорошо знала его сестру Марию. По её воспоминаниям, Мария была буквально ослеплена Щедриным: помогала ему с контрактами, продвигала его интересы и даже продала собственное имение ради композитора.
На этом фоне версия о том, что переезд в Мюнхен был связан не только с делами, но и с желанием быть ближе к Марии Шелл, выглядела вполне жизнеспособной — при том что Плисецкая всегда оставалась рядом.
В документальном фильме Максимилиана Шелла о сестре есть тонко поданная сцена о запретной любви. Андрейченко осторожно рассказывает о чувствах Марии к Щедрину. По её словам, Мария построила для него огромную и очень дорогую студию звукозаписи, отдала проекту массу сил и денег.
В кадре тяжело больная актриса лежит в постели. На столике — портрет любимого человека. Наталья берёт фотографию в руки, чтобы зритель всё понял, но имя вслух не звучало — это был сознательный выбор, пока жива Майя Плисецкая.
Мария в этой сцене вспоминает свою любовь к Щедрину, рассказывает, как он улетел, не вернулся и больше никогда, ни разу, не позвонил.
Воссоединение после смерти

«Я хотел бы всегда быть рядом со своей женой. Всегда быть с ней. Всегда быть с ней», — отвечал Щедрин на вопрос Познера о трёх заветных желаниях
Как бы ни переплетались слухи и реальные истории вокруг этой пары, в итоге они прошли вместе более пятидесяти лет. 2 мая 2015 года в Мюнхене 89-летняя Майя Плисецкая скончалась от инфаркта.
Щедрин много раз подчёркивал, что считает себя безмерно счастливым человеком уже потому, что ему было отпущено жить рядом с ней.

По сообщениям прессы, у композитора не осталось близких кровных наследников
Родион Щедрин пережил жену на десять лет и ушёл из жизни в августе, в возрасте 92 лет. Детей у пары не было, поэтому, как писали СМИ, наследство перейдёт родственникам Плисецкой — её двоюродному брату и племяннице.
С вопросом о месте и форме похорон особых загадок нет: при жизни Майя Михайловна позаботилась о завещании. В нём она отмечала, что хотела бы снова «соединиться» с мужем после смерти.
Она просила, чтобы их тела кремировали, а когда наступит «печальный час» для того, кто останется дольше, или если они уйдут одновременно, оба праха соединить и развеять над Россией. Именно так она представляла их последнее, самое тихое воссоединение.





